Аналитика

Как Катарский кризис повлиял на стоимость СПГ

09 июня 2017, 11:29

Катар, крупнейший поставщик сжиженного природного газа, пытается смягчить экономические последствия произошедшего в начале этой недели дипломатического инцидента с Саудовской Аравией, ОАЭ, Бахрейном и Египтом.

Все внимание рынка было направлено на торговлю сжиженным природным газом между Катаром, Египтом и ОАЭ, а также на возможное нарушение поставок грузов, доставляемых Катарскими судами.

Однако, спотовые цены на сжиженный природный газ пока не изменились.

По сравнению с логистическими проблемами, возникшими вследствие отмены полетов и последствиями прекращения поставок продовольствия в сильно зависящую от импорта страну, воздействие дипломатического конфликта на рынок СПГ не является слишком существенным.

В настоящей статье рассматриваются ключевые области воздействия сложившейся ситуации на рынок сжиженного природного газа.

Суда покидают Fujairah

Первым последствием сложившейся политической ситуации стало то, что Катарские суда покинули восточное побережье Fujairah — ключевой точки бункеровки. Кроме того, в данном регионе Катарские суда обычно ожидают разгрузке в порту Ras Laffan.

По информации из СМИ, три Катарских судна покинули Fujairah вскоре после того, как стало известно о политическом конфликте. В настоящий момент они находятся вблизи Ras Laffan.

Всем судам, перевозящим Катарские грузы (включая чартерные суда, управляемые не-Катарскими компаниями) запрещено бункероваться в Фуджейра.

Однако, Объединенные Арабские Эмираты ограничили запрет на транспортируемые Катарскими судами грузы. В частности, запрет не распространяется на грузы, направляемые непосредственно в Катар и из Катара.

Бункеровка в Fujairah происходит, как правило, дважды в три месяца.

Гибралтар, Сингапур и Оман могут предоставить Катару альтернативные точки бункеровки. Однако, стоить это будет дороже. Некоторые эксперты считают, что дипломатический конфликт может способствовать увеличению ставок на чартерные рейсы.

Сейчас вблизи Ras Laffan расположены 17 судов — как пустых, так и загруженных.

Катарские договоры на поставку природного газа и СПГ

Государственная Египетская компания EGAS не заключала прямой договор на поставку сжиженного природного газа с Катаром, но имеет ряд краткосрочных контрактов с компаниями, которые покупают газ в Катаре. Почти 70% сжиженного природного газа, импортированного в Египет с января 2016 года, было произведено в Катаре.

Дубайская компания DUSUP заключила с Shell договор на поставку 0.75 mtpa сжиженного природного газа из Qatargas 4 Train 7. Однако, данный контракт был исключен из последнего годового отчета Международной группы импортеров сжиженного природного газа (GIIGNL). В этом году два Катарских суда доставили грузы в Jebel Ali.

По трубопроводу Dolphin Катар ежегодно поставляет 33 млрд. кубических метров газа в ОАЭ, что удовлетворяет около 25% всего спроса ОАЭ. По информации, полученной из анонимных источников, транспортировка газа по трубопроводу Dolphin до сих пор продолжается.

Бахрейн, Саудовская Аравия, Йемен, Мальдивы и Ливия не имеют договоров на поставку Катарского газа. Ожидается, что в следующем году начнется импорт сжиженного природного газа в Бахрейне.

Suez — защищен конвенцией

Доступ к Suez Canal жизненно важен для Катара, поскольку через него поставляются грузы в Европу и Atlantic basin.

Слухи о том, что Египет может предпринять попытку закрыть доступ к каналу, кажутся преувеличенными, поскольку Suez Canal охраняется Константинопольской Конвенцией 1888 года, согласно которой доступ к каналу должен быть открыт для любого судна, вне зависимости от принадлежности какому-либо государству, в том числе, в военное время. Соответственно, закрытие канала находится за пределами полномочий Египетского правительства.

Но Египет имеет возможность отменить скидку на транспортировку через Suez Canal сжиженного природного газа. Это сделает транзитные перевозки для Катарских судов намного более затратными. Теоретически, Катарские суда могут получить доступ к торговому пути минуя ОАЭ и Оман посредством использования Strait of Hormuz, расположенного в Иранских территориальных водах.

Рис. 1 объемы Катарского экспорта

Поставки в Египет

Из стран, поддерживающих санкции, важнейшим импортером Катарского сжиженного природного газа является Египет.

В этом году в Египет было поставлено более 2 млн. тонн Катарского сжиженного природного газа. Эти поставки были осуществлены трейдерами-посредниками, а не по прямым договорам. Последняя поставка Катарского груза в Египет была осуществлена 2 июня. Предполагалось, что на следующей неделе еще три судна должны были прибыть в Ain Sukhna.

За последние месяцы в Египет прибывало, по крайней мере, по одному Катарскому судну в неделю. Поэтому скоро станет ясно — повлияет ли на этот устоявшийся порядок недавний дипломатический инцидент.

Увеличение внутреннего производства природного газа в Египте означает, что страна станет менее зависимой от импорта. Государственная компания EGAS уже отложила ряд планируемых поставок сжиженного природного газа в страну.

Последствия для Европы

Катарский сжиженный природный газ продолжает транспортироваться транзитом через Suez Canal на судне Q-Flex Ruwais. 19 июня ожидается поставка очередного груза для Польской компании PGNiG. Это один из северных транзитных путей через Suez. Во вторник Катарское судно отправилось на юг по Suez, чтобы доставить груз в Итальянский терминал в Rovigo.

Из-за обширности поставок газа из Катара, невозможно проследить зависимость между снижением объемов поставок по одним маршрутам и увеличением объемов поставок по другим. Скорее всего, Катарские грузы продолжат свободно поставляться в Европу на контрактной основе.

Иногда Катарские суда вместо пересечения Suez огибали Cape of Good Hope. Но для транспортировки грузов по этому маршруту из Ras Laffan в South Cook в Великобритании требуется 10 дополнительных дней. То есть, общая продолжительность пути вместо 15 дней будет составлять 25 дней.

Ухудшение дипломатических отношений между странами из Gulf может способствовать возникновению новых торговых маршрутов на Ближнем Востоке, что, в свою очередь, повлечет увеличение ставок на чартерные поставки сжиженного природного газа.

Закрытие порта в Fujairah в ОАЭ 5 июня для Катарских судов означает, что кораблям, транспортирующим сжиженный природный газ, придется искать новые точки для бункеровки — предположительно, в Гибралтаре или Сингапуре.

Если ОАЭ или Египет больше не будут получать грузы из Катара, то США, Тринидад и Нигерия могут выступить в роли альтернативных поставщиков. Но каждая из этих стран находится весьма далеко от Катара.

Поставщики, отправляющие грузы в Египет, имеют возможность разделить торговый путь на две части. Они будут поставлять Катарский сжиженный природный газ в Европу или в Индию, где он будет перемещен на другие суда или в хранилища, и затем отправлен в Египет.

Более долгие по продолжительности маршруты повлекут увеличение ставок на чартерные рейсы. Повышенные цены, скорее всего, скажутся на судах, отправляемых из Ras Laffan в Азию.

Долгосрочные последствия

Некоторые крупные нефтегазовые компании заявили, что не видят существенных последствий произошедшего инцидента для мирового рынка сжиженного природного газа. Среди них — американская компания ExxonMobil, которая является мажоритарным акционером ряда Катарских проектов по добыче природного газа и сжиженного природного газа.

Еще рано судить о каких-либо долгосрочных последствиях произошедшего события на мировой рынок сжиженного природного газа, но, тем не менее, если дипломатическая ситуация не улучшится, то иностранные инвесторы окажутся в рискованном положении.

Эксперты выражают беспокойство по поводу того, каким образом энергетические компании смогут договориться о новых поставках с Саудовской Аравией и ОАЭ — обе этих страны являются более крупными нефтедобытчиками, чем Катар.

Распечатать / отправить по email / добавить в избранное

Комментарии

Новости IDK
ООО Информационные системы
Телефон: (495) 926-82-94Тех. поддержка: support@oilstat.ru