Аналитика
15 ноября 2006, 10:25

Чтобы помочь российским корпорациям реализовать мировые амбиции, государству лучше соблюдать дистанцию

Стремление российских компаний занять свою нишу на мировом рынке не поддерживается государством в должной мере, заявил во вторник, 14 ноября, заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов. По его словам, у правительства России нет серьезных инструментов и целенаправленной политики по содействию покупке отечественными игроками активов за рубежом. Безусловно, слияния и поглощения с участием российского бизнеса не всегда сопровождаются "приветливостью" со стороны западных партнеров. Однако российские компании готовы выходить на мировую арену как конкурентоспособные и нацеленные на получение глобального признания. В частности, крупнейшие госкомпании приобретают (или выражают намерение приобрести) участие в капитале зарубежных корпораций и эти активы имеют для них стратегическое значение. Вопрос в том, будет ли господдержка способствовать укреплению их позиций и влияния, или наоборот будет мешать в привлечении потенциальных инвесторов.

Эксперты, опрошенные Quote.ru, отмечают, что стратегию государства по поддержке экспансии российских компаний можно приветствовать, однако она носит фрагментарный и выборный относительно отдельных компаний характер. Действительно, в настоящее время существует только политика продвижения товаров и услуг российских производителей на международные рынки. Об этом напомнил и Андрей Шаронов. В частности, выработаны приоритеты, в соответствии с которыми на поддержку могут рассчитывать несырьевые отрасли, производящие товары и услуги с высокой добавленной стоимостью. Так, правительство публикует перечень приоритетных отраслей, которые могут получить поддержку, в первую очередь в виде кредитования сделки. Однако чрезмерная активность государства в поддержке прямых инвестиций частного сектора за рубеж может быть воспринята негативно, а зарубежные органы регулирования подобных сделок будут крайне неохотно давать на них разрешение, считают экономисты.

Пока же надо отметить, что четко сформулированной политики по содействию экспансии российских компаний путем приобретения зарубежных активов у российского правительства нет. Хотя можно отметить, что в каких-то стратегических отраслях, как, например, в газовой промышленности, или авиастроительстве и машиностроении, государство оказывало помощь, помогая организовать встречи между руководством корпораций или проводя эти встречи на более высоком уровне, как бы косвенно гарантируя стабильность. По словам аналитика ИК "Финам" Ольги Беленькой, в качестве примера можно привести покупку Внешторгбанком пакета акций EADS (пока это считается исключительно финансовой инвестицией, но при благоприятном раскладе вполне может превратиться в стратегическую), амбициозные планы "Газпрома" по доступу к газотранспортной и сбытовой инфраструктуре европейских стран, заявление главы Роснефти С. Богданчикова о том, что "Роснефть" хотела бы иметь в Китае не менее 300 АЗС. "Поскольку политика госкомпаний не может формироваться без участия государства, можно предположить, что эти примеры характеризуют начальный этап формирования госполитики в отношении поддержки превращения крупнейших российских корпораций в глобальных игроков, и эта стратегия представляется правильной", - считает эксперт.

Между тем аналитик БД "Открытие" Валерий Пивень говорит и о другой стороне данной проблемы и полагает, что лучшей помощью российским компаниям в рассматриваемом аспекте станет дистанцирование государства от их деятельности. "В последнее время, отношение к России в ряде стран стало, мягко говоря, настороженным, чему виной, прежде всего, энергетическая политика, а также не слишком большая "приветливость" по отношению к иностранным инвесторам, стремящимся к покупке активов в России в целом ряде отраслей", - отметил эксперт в интервью Quote.ru. По его мнению, от такого рода "политики" веет большим желанием расширить контроль над трансграничными денежными потоками, нежели действительно оказать поддержку частным участникам международных экономических отношений. "Российские компании поставлены в условия – "завоевывай, если решился покуситься". Безусловно, в этом есть своя логика, как любое коммерческое предприятие должно работать без преференций относительно других игроков. Но мне кажется, что более правильно было бы просто масштабно "пиарить" российский бизнес за рубежом. Проводить конференции и встречи, представлять общественности западной тот факт, что риски работы могут снижаться, помочь компаниям показать свой потенциал и амбиции. С этой стороны пока не чувствуется государственного воодушевления", - отмечает аналитик ИК "Файненшл Бридж" Ольга Шкред.

Таким образом, опасения экспертов связаны с принципом "хотели как лучше, а получилось как получилось", который часто практикуется в России. Однако сомнений в том, что российские компании продолжат стремиться на запад, нет, а интересы бизнеса у потенциальных иностранных партнеров российских компаний оставляют неплохие шансы покупки активов последним, - сообщает РБК.

Нефтепродукты на eOIL.RU

Распечатать / отправить по email / добавить в избранное

Комментарии

ООО Информационные системы
Телефон: (495) 926-82-94Тех. поддержка: support@oilstat.ru