Аналитика
01 июня 2012, 17:30

Казахстан может столкнуться с очередной волной дефицита ГСМ

В ближайшем будущем Казахстан может в очередной раз столкнуться с увеличением дефицита ГСМ и как следствие – скачком цен на нефтепродукты. Спровоцировать эту ситуацию может закрытие на плановый ремонт с 25 июня по 25 июля одного из трех казахстанских НПЗ – Павлодарского нефтехимического завода.
В целом ряд регионов Казахстана испытывают перебои с ГСМ регулярно. Причин этого несколько. Во-первых, существующие на сегодня в стране Павлодарский, Шымкентский и Атырауский нефтеперерабатывающие заводы просто не справляются с растущими потребностями промышленности и населения. Например, только для проведения посевных работ в этом году потребуется 360 тысяч тонн дизельного топлива (по данным минсельхоза). Не говоря уже о потребностях в ГСМ таких энергозатратных отраслей, как металлургия и нефтегазодобыча, дающих основной процент ВВП Казахстана.
Для обеспечения потребностей внутреннего рынка в ГСМ предлагались разные варианты. В частности, с конца прошлого года глава министерства нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев неоднократно заявлял о заинтересованности в толлинговых операциях в России, а также в Китае, Азербайджане, Туркменистане и в Европе. В начале мая такие операции были даже временно освобождены от рентного налога. Однако договоренностей в этом направлении по сей день достигнуто не было.
Другим фактором, обостряющим ситуацию на рынке ГСМ в Казахстане, является то, что основной производитель высокооктанового и авиационного топлива в стране -Павлодарский нефтехимический завод – ориентирован на переработку западносибирской нефти из России. Т.е. его работа напрямую зависит от поставок российской нефти. Однако из-за различий в законах, бюрократических проволочек и ряда других причин перебои в поставках российской нефти случаются регулярно. В частности, в мае Россия сократила поставки на Павлодарский НХЗ почти вдвое – было поставлено 270 тысяч тон нефти вместо обычных 500 тысяч. Как результат цены на топливо в стране растут. В частности, по сообщению казахстанского национального авиаперевозчика “Эйр Астана”, отпускная цена на керосин в 2012 году увеличилась на 200 процентов по сравнению с 2010 годом. В результате в апреле выросли цены и на авиабилеты на внутренних рейсах компании. Правда, только на 16 процентов в среднем.
Казахстан пытается частично возместить свою потребность в ГСМ за счет их импорта. Так, около 30 процентов потребляемых в Казахстане ГСМ традиционно поставляются из России. Однако российские цены на ГСМ на порядок выше казахстанских, и на сегодняшний день государство завозит их практически себе в убыток. И решить вопрос дефицита ГСМ в стране путем их импорта можно, только значительно подняв их цены на внутреннем рынке. Казахстан пока на это не идет.
Для решения вопроса переработки нефти в стране также неоднократно предлагалось построить еще один крупный НПЗ. Однако, по заявлению министра нефти и газа Сауата Мынбаева, даже если такое решение будет принято, строительство будет начато лишь к 2020 году. Правда, были и другие заявления. В начале марта премьер-министр Казахстана Карим Масимов призвал ускорить решение этого вопроса в связи с началом добычи коммерческой нефти на крупнейшем казахстанском месторождении Кашаган в конце 2012 года. Но конкретных сроков названо не было.
Также СМИ неоднократно со ссылкой на источники сообщали о планах Казахстана по приобретению НПЗ за пределами страны. Впрочем, официальных заявлений по этому вопросу сделано не было.
Таким образом, проблема ГСМ в стране до сих пор не решена. А снижение объемов переработки нефти в стране в связи с остановкой на месяц Павлодарского НХЗ может спровоцировать еще более критическую ситуацию. В соответствии со сложившейся практикой, перед закрытием на ремонт ПНХЗ должен обеспечить месячный запас ГСМ на своих хранилищах. Как сообщил Trend генеральный директор завода Шухрат Данбай, ПНХЗ достаточный запас ГСМ на период остановки в этом году будет обеспечен. Однако в прошлом году плановый ремонт этого завода завершился повышением предельных цен на ГСМ стране, а бензин на некоторых заправках, по сообщениям ряда казахстанских СМИ, продавался только по талонам. А в этом году, учитывая ограниченность поставок российской нефти в начале года и в мае, дефицит ГСМ может стать еще более ощутимым.
На сегодняшний день наиболее многообещающим шагом для решения проблем с нефтепродуктами в Казахстане является модернизации всех трех имеющихся НПЗ. Она предполагает увеличение производственных мощностей заводов, а также переориентацию Павлодарского НХЗ на переработку казахстанской нефти. Согласно плану, модернизация заводов должна быть завершена к 2015 году. Как ранее заявлял премьер министр Казахстана Карим Масимов, страна обретет независимость по обеспечению ГСМ только после осуществления этих проектов.
Распечатать / отправить по email / добавить в избранное

Комментарии

ООО Информационные системы
Телефон: (495) 926-82-94Тех. поддержка: support@oilstat.ru