Аналитика

Прогнозы развития топливного рынка Москвы на ближайшие 5 лет

24 июля 2012, 11:00
Топливный рынок Москвы и области в ближайшую пятилетку ждут серьезные изменения. "Роснефть" обещает, что через 2 года в Московской области запыхтит нефтеперерабатывающий завод, а ЛУКОЙЛ заявляет, что через 5 лет расширит сетку нефтепродуктопроводов за счет строительства собственной трубы. Эксперты в этой битве титанов приоритет отдают строительству завода. И все это говорит о том, что начинается новый виток серьезной борьбы вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) за самый лакомый кусок топливного пирога России — московский рынок.
Ежегодно Москве и области, по разным оценкам, требуется от 7 до 10 млн т моторного топлива. При этом в столичном регионе действует всего один нефтеперерабатывающий завод — Московский (принадлежит "Газпром нефти"), который обеспечивает порядка 40% потребностей региона в нефтепродуктах, выпуская ежегодно около 10 млн т продукции, из которых примерно 2,5 млн т составляют бензины.
Единственным нефтепродуктопроводом, обеспечивающим потребности региона в топливе, является Московский кольцевой трехниточный нефтепродуктопровод (МКНПП), принадлежащий ОАО "АК "Транснефтепродукт" и называемый в народе "системой кольца". По трем ниткам трубопровода транспортируются бензины, дизельное топливо и авиакеросин.
Поставки бензинов в московский регион осуществляют также ТНК-ВР с Рязанского, Саратовского и Ярославского НПЗ, ЛУКОЙЛ с Нижегородского НПЗ (Норси), "Роснефть" с Самарской группы заводов. "Татнефть" также представленная в розничном сегменте столицы, закупки бензинов осуществляет самостоятельно. Таким образом, московский рынок является регионом присутствия практически всех вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), за исключением "Сургутнефтегаза".
Однако уже через 5 лет нефтяники обещают перекроить топливный рынок Москвы и области. Так, "Роснефть" в июне с.г. объявила о планах построить в Московской области нефтеперерабатывающий завод мощностью 12 млн т в год. Глава "Роснефти" Игорь Сечин заявил, что компания уже договорилась с правительством Московской области о строительстве завода, подобрала участок с соответствующей инфраструктурой, доступом к магистральному нефтепроводу, а также продуктопроводу. Завод компания обещает построить всего за 2 года. На вопрос, какому району Московской области достанется этот "подарочек", в пресс-службе "Роснефти" упорно молчат.
Однако И.Сечин давал подсказку, что завод построят в непосредственной близости от трубопровода и нефтепродуктопровода. А в Московской области всего два места, где трубопроводы "Транснефти" пересекаются с кольцевым нефтепродуктопроводом — это Коломна на нефтепроводе "Рязань - Москва" с южного направления и Балашихинский с трубой "Ярославль - Москва" с северного. Пока же общественность склоняется к мысли, что новый НПЗ расположится в районе Коломны, так как именно туда в свое время хотели вынести площадку Московского НПЗ "Газпром нефти".
Эксперты по-разному оценивают перспективы "Роснефти" по экспансии на московской топливный рынок. Например, глава Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша считает это оправданным и обоснованным. "Все хотели бы построить НПЗ в Московской области. В московском регионе в опте присутствует только "Газпромнефть-Центр", тогда как ни "Роснефть", ни ЛУКОЙЛ в опте не присутствуют, ТНК-ВР реализовывает большие объемы топлива только через биржу, а "Татнефть" закупает топливо самостоятельно. Строительство нового НПЗ было бы экономически безопасно для региона", - отметил Е.Аркуша, добавив, что недавние слухи об аварии на установке каталитического крекинга на Московском НПЗ вызвали панику у трейдеров, в результате чего цена на топливо в опте резко подскочила.
А вот глава Российского топливного союза Григорий Сергиенко считает, что новый НПЗ в Московской области целесообразно было бы строить только взамен существующего завода. "Наличие двух НПЗ сравнительной мощности в одном регионе экономически неоправданно. Московский регион дефицита в нефтепродуктах не испытывает, поскольку получает нефтепродукты с других НПЗ европейской части России", - высказал свое мнение Г.Сергиенко в беседе с РБК.
Впрочем, некоторые эксперты не исключают того, что "Роснефть" значительную часть объемов выпускаемых бензинов с нового НПЗ в Подмосковье будет экспортировать.
Между тем официальный представитель "Транснефти" Игорь Демин заявил, что мощностей двух существующих нефтепроводов (общей мощностью около 12 млн т нефти), проходящих через московский регион, для загрузки планируемого "Роснефтью" завода не хватит. "Если проект и будет реализован, то только с учетом расширения существующей инфраструктуры", - отметил он.
А в начале июля московский топливный рынок взбудоражила еще одна новость, на этот раз от ЛУКОЙЛа. Компания договорилась с правительством Московской области о строительстве нефтепродуктопровода с принадлежащего ей Нижегородского НПЗ (Норси) в Московскую область мощностью около 2 млн т в год. Трубу длиной 500 км компания обещает построить за 5-7 лет.
При этом ЛУКОЙЛ не исключил, что для реализации этого проекта будет сформирован пул нефтекомпаний, которые смогут поставлять нефтепродукты по новому продуктопроводу в Москву и область. "Мы с "Роснефтью" говорили на эту тему, заинтересована также "Башнефть", - делился глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Кроме того, было заявлено, что этот проект положительно повлияет на стоимость нефтепродуктов в столичном регионе, будет держать ее в "приемлемых рамках", а также позволит сократить логистические расходы нефтяной компании на транспортировку топлива в Москву и область.
Эксперты в свою очередь отмечают, что реализация этого проекта не окажет существенного влияния на цену на бензин, так как главенствуют в этом вопросе три фактора: налоговая нагрузка, инфляция и мировые цены на нефть.
С планируемым нефтепродуктопроводом история выходит очень загадочная. Этот проект под рабочим названием НПП "Кстово – Нагорная" включен в долгосрочную стратегию "Транснефти" по развитию нефтепродуктопроводов России до 2020г. А в материалах "Транснефтепродукта" (владелец нефтепродуктопроводов РФ) говорится о том, что для обеспечения нефтепродуктами московского региона "Роснефть" и ЛУКОЙЛ предложили рассмотреть вопрос о реализации проекта строительства нового нефтепродуктопровода от Кстово до ППС "Нагорная", расположенного на кольцевом нефтепродуктопроводе вокруг Москвы. "К настоящему времени выполнены технико-экономические расчеты. В январе 2012г. в Минэнерго прошло совещание с участием ЛУКОЙЛа, на котором компания подтвердила заинтересованность в реализации проекта и обязалась предоставить предложения по ресурсной базе и схеме финансирования", - говорится в материалах "Транснефтепродукта". При этом технические параметры указаны следующие: мощность 3,8 млн т в год, длина 465 км.
На каком этапе "Роснефть" поняла, что не будет участвовать в реализации проекта, непонятно. Ведь соглашение о намерении реализовать проект с С.Шойгу подписывал только В.Алекперов. В ЛУКОЙЛе сказали лишь, что в настоящее время рано говорить о какой-либо конкретике, варианты обсуждаются разные.
Эксперты считают, что заявленные "Роснефтью" и ЛУКОЙЛом проекты нецелесообразно реализовывать одновременно, так как топливный рынок Москвы и области, несмотря на свою привлекательность, все же не резиновый. Однако приоритет все-таки отдают заводу "Роснефти".
Заместитель генерального директора компании-трейдера "Алгоритм. Топливный интегратор" Виктор Костюков считает, что ЛУКОЙЛу целесообразнее не строить трубу, а войти в кооперацию с "Роснефтью" по строительству завода. По подсчетам эксперта, затраты на строительство нефтепродуктопровода могут окупиться лишь через 14-15 лет. "Срок на первый взгляд большой, но для таких больших и затратных проектов это норма", - считает В.Костюков.
По подсчетам экспертов, в сутки московский регион потребляет около 16 тыс. т топлива, темпы роста будут составлять 3-5% в год. Поэтому совсем неудивительно, что этот рынок является одним из самых привлекательных для крупнейших нефтекомпаний.
И действительно, нефтяники в последнее время в маркетинге своей продукции не скупятся на креатив: выпускают топливо под собственным брендом, открывают тематические АЗС, проводят различные специализированные акции, начиная от благотворительных и заканчивая в чистом виде маркетинговыми вроде 8% скидкой на бензин для дам в Международный женский день. Интересно будет посмотреть, какие креативные решения для продвижения своей продукции представители отрасли найдут через пять лет.
Распечатать / отправить по email / добавить в избранное

Комментарии

ООО Информационные системы
Телефон: (495) 926-82-94Тех. поддержка: support@eoil.ru