Аналитика

Увеличение объемов торгов на топливных биржах может быть вызвано сезонными факторами

04 октября 2012, 08:30
Увеличение объемов торгов на топливных биржах может быть вызвано сезонными факторами или интересом к этому рынку со стороны Федеральной антимонопольной службы, полагают эксперты. Пока не ясно, станет ли это тенденцией или игроки вновь уйдут с рынка, но однозначно – удешевления бензина ждать не стоит, уверены специалисты.
В последние две недели сентября объем торгов топливом на биржах Москвы и Санкт-Петербурга вырос. Если с 17 по 21 сентября продажи нефтепродуктов выросли на 6,4%, то в конце месяца объем торгов бензином Аи-95 увеличился в 2,4 раза, Аи-92 в 5,6 раза. Большую часть топлива поставили "Сургутнефтегаз", "Газпромнефть" и "Форте инвест", за неделю до этого фактически не участвовавшие в торгах.
По мнению опрошенных агентством "Прайм" экспертов, причин увеличения объемов торгов несколько. Аналитик Номос-банка Денис Борисов считает, что свою роль сыграл фактор сезонности. "Самые активные торги обычно ведутся в конце месяца, это касается всего спотового рынка внутри РФ. К этому моменту становятся известны экспортные пошлины, поэтому сделки становятся интенсивнее", - сказал он.
Кроме того, лето на биржах было вялым, поэтому мог сыграть роль и фактор отложенного спроса, добавил эксперт.
При этом цены на бензин в конце сентября продолжали рост, происходящий последние шесть недель, свидетельствуют данные Росстата. С 17 по 23 сентября цена Аи-92 повысилась до 27,35 рубля за литр с 27,17 рубля. Стоимость бензина марки Аи-95 и выше за отчетный период выросла до 29,73 рубля с 29,54 рублей за литр. Средняя цена на дизельное топливо повысилась до 28,61 рубля с 28,47 рубля за литр.
В целом же октябрь - последний в году месяц активности на потребительском рынке топлива, далее спрос начнет затухать, отмечает Борисов из Номос-банка. "Поэтому в октябре вероятен плавный рост цен, ближе к концу года они могут колебаться в ту или другую сторону, но незначительно", - предположил он. По оценке эксперта, на цены может влиять и налоговый фактор, в частности, еще не отыграно повышение акцизов с января и июня этого года.
С другой стороны, в октябре экспортные пошлины на нефть выросли, что снизило привлекательность экспорта для производителей. Есть шанс, что больше топлива направится на внутренний рынок, напомнил он.
Влияет на цены и временное закрытие нефтеперерабатывающих заводов, как это было в случае с переходом на стандарт Евро-2. В частности, Московский НПЗ с 21 сентября остановил часть установок на плановый ремонт. "Однако в последнее время Минэнерго старается выработать равномерные графики ремонта НПЗ, чтобы, в одном районе завод закрывался, а соседнем работал", - отметил Борисов. Поэтому он не ожидает существенного влияния этого фактора в настоящее время.
С учетом всех этих обстоятельств эксперт ожидает к концу 2012 года повышения цен на топливо в среднем на 3% от текущих уровней, разумеется, если не будет существенного движения на мировом нефтяном рынке. Ждать удешевления бензина оснований нет, уверен Борисов. Это было возможно в июне, когда цены на нефть просели, однако тот фактор уже давно отыгран.
Если же этого не произойдет, то подорожание весьма вероятно. Каким оно будет – зависит сейчас в большей степени от действий властей, нежели от самого рынка, сейчас изрядно разбалансированного, резюмирует эксперт.

_____________________________________________________________________________________

Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.

_____________________________________________________________________________________

Распечатать / отправить по email / добавить в избранное

Комментарии

ООО Информационные системы
Телефон: (495) 926-82-94Тех. поддержка: support@oilstat.ru