Аналитика
10 апреля 2013, 10:00

Цены на бензин приготовились к прыжку?

Вторую неделю Росстат рапортует о том, что ценники на АЗС застыли на месте. И хотя по традиции последних лет подорожание бензина все же опережает общую инфляцию, ждать резких скачков цен автолюбителям не стоит. Пока ничего не предвещает бензиновых кризисов, подобных происходившим в 2011 году. Интереснее в этом смысле незаметные для обывателей процессы, происходящие на верхних звеньях цепочки поставок нефтепродуктов, и обстановка на локальных рынках.
Согласно данным Росстата, на 1 апреля средняя цена бензина на АЗС в России составила 29,52 рубля за литр. Вот уже две недели она остается без изменений. На месте стоят ценники на наиболее популярные Аи-92 и Аи-95, а дизтопливо и вовсе подешевело за две недели на 7 копеек.
С начала года бензин прибавил в цене чуть более 2% (60 копеек за литр). Кажется, что это относительно немного, но рост стоимости автотоплива по-прежнему выше официальной потребительской инфляции. Что вполне соответствует тенденции последних нескольких лет.
Тенденция эта появилась в 2011 году, когда в России разразился серьезный топливный кризис. Тогда резкий рост нефтяных цен после мирового финансового кризиса совпал с попыткой первых лиц государства в ручном режиме в преддверии выборов остановить рост цен на АЗС. Весной 2011 года вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК, осуществляют весь цикл производства нефтепродуктов — от добычи нефти до продажи топлива на АЗС) было приказано «заморозить» цены на заправках. Что и было сделано. Чтобы компенсировать потери на внутреннем рынке, переработчики нефти значительно нарастили экспорт нефтепродуктов за рубеж, где их стоимость резко возросла в связи с удорожанием нефти. И подняли цены в оптовом звене. В результате этого цены у независимых сетей АЗС тогда взлетели, а на заправках ВИНК образовался дефицит. Острее всего на себе кризис тогда почувствовали жители Алтайского края.
Параллельно правительство решило существенно поднять акцизы на нефтепродукты. Дополнительные налоги понадобились для наполнения созданных дорожных фондов. Если в 2010 году производители с тонны бензина в среднем отчисляли государству 3100 рублей (автовладельцы, таким образом, платили около 2 рублей с литра), то в 2011-м эта цифра выросла до 4200 рублей за тонну.
С тех пор государство научилось отслеживать и контролировать хитрые маневры ВИНК, и масштабных кризисов в период традиционного весеннего повышения спроса на топливо удается избегать.
Не ожидается ничего подобного и в нынешнем году. В отличие от роста акцизов, который стал в последние несколько лет стабильно высоким.
В начале 2013 года акцизы в среднем выросли до 7200 рублей за тонну топлива (около 8 рублей в литре Аи-95). А с 1 июля повысятся сборы с бензинов высокого качества (Евро-4 и Евро-5) и среднее значение акциза составит около 7345 рублей за тонну. Рост акцизных ставок прописан в Налоговом кодексе до 2015 года. Планируется, что к этому времени с каждой проданной тонны нефтепродуктов государству будет уходить в среднем 9200 рублей. На этом скорее всего правительство не успокоится. Соответственно, вместе с ростом акцизных ставок будут расти и бензиновые цены. В последние два года именно рост акцизов обеспечивает как минимум половину удорожания 1 л бензина на АЗС. Напомним, налоги (НДПИ, НДС, налог на прибыли и акцизы) составляют более половины в структуре цены литра бензина. Остальные 50% — инфляционный довесок (удорожание транспортировки топлива, зарплаты, аренды земли, сырья и проч.).
Таким образом, если учесть все эти составляющие, бензин в Москве к концу года подорожает примерно на 8—10% (в регионах — плюс-минус 50 копеек за литр). Дизтопливо, опередившее по стоимости Аи-95 в конце 2012 года, будет стоить к концу 2013-го около 35 рублей за литр. Аи-95 вырастет примерно до 34 рублей за литр. А Аи-92 — до 31,5 руб. Примерно такие оценки высказывают большинство опрошенных экспертов «ЭВ» — от ФАС и Минэнерго до независимых аналитиков. Прогнозы, разумеется, актуальны при стабильных ценах на мировом топливном рынке.
Пока за бочонок барреля дают в районе $110. Сказываются и действия стран ОПЕК, заинтересованных в высоких прибылях, и растущий спрос со стороны большинства мировых покупателей нефти.
Другое дело — процессы на локальных рынках и в невидимых для рядовых потребителей звеньях производства горючего. Так, с января по март этого года на Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПБ МТСБ, основная площадка для торговли нефтепродуктами в России) поступило примерно 100 тыс. тонн нефтепродуктов из Белоруссии. Для справки, это примерно десятая часть годового российского потребления. Предложение Белоруссии если не снизило цены на АЗС, не отличающиеся эластичностью, то как минимум приостановило их рост. Цены на дизель, например, скинул Московский нефтеперерабатывающий завод, что совершенного не характерно для начала весны — периода перед повышением спроса.
Скорее всего эти процессы и обусловили двухнедельную заминку в росте цен, отмечаемую Росстатом. Правда, белорусский бензин продается далеко не на всех российских АЗС.
Некоторые аналитики полагают, что вступление России в ВТО и начало эффективного функционирования Таможенного союза может в самое ближайшее время переломить тенденцию, при которой бензиновые цены растут выше инфляции.
Виктор Костюков, аналитик компании «Алгоритм»:
— Таких глобальных событий, как в 2011 году, не произойдет. Бензиновых кризисов не будет. Они обычно наступали в апреле-мае с нарастанием клиентского спроса. В этом году Белоруссия эффективно и много поставляет. С января по март через биржу прошло 100 тыс. тонн нефтепродуктов. Причем эта надбавка обеспокоила даже ВИНКи.
Цены на бензин будут расти в пределах инфляции — 6–7% (плюс 5% накинет повышение акцизов). Примерно на 8–10% вырастут цены на АЗС. Дизельное топливо подорожает примерно на 2,7 рубля за литр, бензин — на 2,8–3,0 рубля за литр. Прогноз этот, впрочем, условный. Он предполагает, что мировые цены на нефть сохранятся в течение года в диапазоне $100–120 за баррель и не будут испытывать резких колебаний в течение года.
Игорь Артемьев, руководитель ФАС:
— Весной будет повышенный спрос, связанный с посевной кампанией. Можно ожидать небольшого роста, но это будет в пределах нескольких процентов, не более того. В нынешней ситуации на цены могут повлиять либо решения, связанные с повышением налогов, либо рост мировых цен. Если цены на топливо в России повысятся при отсутствии этих двух факторов, то сразу будут заведены уголовные дела.
Александр Новак, министр энергетики:
— В 2013 году мы ожидаем, что среднее повышение цен составит в целом по году от 13 до 14 процентов с учетом того, что второе повышение акцизов на бензин и на дизтопливо составит от 1800 рублей до 2200 рублей в среднем за тонну. Сегодня мы видим, что цены на бензин АИ-92 и дизтопливо фактически ниже, чем были в ноябре и октябре. То есть цены держатся, они стабильные.

_____________________________________________________________________________________

Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.

_____________________________________________________________________________________

Распечатать / отправить по email / добавить в избранное

Комментарии

ООО Информационные системы
Телефон: (495) 926-82-94Тех. поддержка: support@oilstat.ru