Аналитика

Почему дорожает бензин в России

09 июня 2014, 16:11
В мае 2014 года цены на бензин в России выросли, по данным Росстата, на 7,6%. На состоявшемся в Астрахани заседании комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК президент РФ Владимир Путин призвал нефтяников не допустить очередного скачка цен на бензин внутри страны, что может произойти в связи с налоговым маневром. Эксперты, опрошенные «За рулем.РФ», предрекают, что к концу года стоимость литра 95-го бензина перешагнет отметку в 40 рублей.
По данным Росстата, которые приводит «Интерфакс», за январь–май 2014 года цены на бензин в России выросли на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го, а в мае 2014 года – на 7,6%. При этом в 2013 году бензин подорожал на 5,7% (в 2012 году – на 6,8%), дизтопливо – на 8%. В марте 2014 года цены на АЗС увеличились на 5,8% по сравнению с февралем, рост цен производителей бензина зарегистрирован в 18 регионах страны. В апреле увеличение потребительских цен на автобензин отмечено уже в 73 субъектах РФ. В мае бензин АИ-95 на столичных АЗС можно было приобрести за 33,35–35,52 рубля за литр, АИ 92/93 – за 29,90-31,65 руб./л.
Ранее президент РФ Владимир Путин на заседании комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса предупредил нефтяников, которых в результате так называемого «налогового маневра» ждет дополнительная налоговая нагрузка в размере 300 млрд рублей, о недопущении скачка цен на бензин внутри страны.
Налоговый маневр подразумевает поэтапное повышение НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на нефть с одновременным снижением экспортных пошлин.
Почему же в России, обладающей огромными запасами нефти, бензин такой дорогой?
Юрий Зорин, исполнительный директор «Хино Моторс Сэйлс», считает, что в основе этого лежат три причины: политика нефтяных компаний; высокие налоги; отсталые технологии по добыче и переработке нефти.
«Ни для кого не секрет, что нефтяным гигантам выгоднее продавать нефть за рубеж, чем перерабатывать ее и реализовывать отечественному потребителю, – утверждает Юрий Зорин. – В свою очередь, параллельное увеличение НДПИ с 530 руб. до 625 руб. за тонну позволит государству пополнить резервные фонды, которые сократились в связи с недавними крупными государственными проектами (Олимпиада, присоединение Крыма). Но обычного потребителя, скорее всего, ожидает удорожание бензина и дизтоплива. И это, как кажется, безальтернативный сценарий. Мы наблюдаем удивительную зависимость: цена на нефть на фондовой бирже растет – цена на топливо в России растет. Цена на нефть на фондовой бирже падает – цена на топливо в России либо замораживается, либо все равно медленно, но растет».
Подорожание бензина ударит не только по автомобилистам. «Для транспортных и логистических компаний это станет определяющим фактором для увеличения стоимости конечного продукта, – констатирует Юрий Зорин. – Ведь цена топлива в формировании себестоимости услуг колеблется в диапазоне 30-40%» «В этой ситуации мы видим альтернативу в использовании автомобилей с ГБО, – отмечает руководитель «Хино Моторс Сэйлс». – Во-первых это низкие издержки по сравнению с традиционными видами топлива, а во-вторых – государство последнее время оказывает поддержку данному направлению».
Тимур Ратников, директор департамента транспортной логистики компании «Молком», отмечает связь цен на топливо с инфляцией в целом по РФ, уровень которой за 4 месяца 2014 года составил 3,25%. То же и с тарифами на перевозки – по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они практически не изменились. По перевозкам на дальние расстояния есть незначительный рост, но в пределах инфляции.
«Мы прогнозируем повышение стоимости транспортных услуг, но, скорее всего, не раньше конца лета, – утверждает Тимур Ратников. – Весной и летом рынок автоперевозок в России обычно находится в стагнации, поэтому стоимость услуг в этот период времени не подвержена каким-либо колебаниям».
Сергей Федорков, директор по продажам ГК «Аркан», считает, что рост цен на топливо неизбежен. По его мнению, для этого было много предпосылок, главные из которых – девальвация рубля и повышение налоговой нагрузки на производителей топлива.
«Для стабилизации цен на топливо нужно срочно принимать меры, которые связаны не столько с административным регулированием, сколько с либерализацией сектора производства качественного топлива, – уверен эксперт. – Пока же наш прогноз – цена на топливо будет однозначно расти. К концу года она, по оптимистичному сценарию, увеличится на 10 – 15%. Пессимистичный прогноз – рост цен более чем на 20%. Это означает, что цена 95-го бензина в столичном регионе перешагнет за отметку в 40 рублей за литр».

_____________________________________________________________________________________

Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию. Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.

_____________________________________________________________________________________

Распечатать / отправить по email / добавить в избранное

Комментарии

Новости IDK
ООО Информационные системы
Телефон: (495) 926-82-94Тех. поддержка: support@oilstat.ru